В российский прокат вышла заключительная часть приключений Бильбо Бэггинса — «Битва пяти воинств» завершает кинотрилогию «Хоббит». «Бумага» рассказывает, как режиссер Питер Джексон выстраивает героический мир Средиземья, почему главная любовная линия картины не убедительна и что выделяет хоббита Бильбо среди его друзей.
Дракон Смауг (Бенедикт Камбербэтч), столетиями чахший под златом Эребора и растревоженный гномами, хочет стереть с лица земли Озерный город. Помешать ему может только Бард Лучник (Люк Эванс), воспользовавшись черной стрелой. Гномий король Торин (Ричард Армитейдж), вернувший себе свое королевство, одолеваем драконьей болезнью. Весть об освобожденных сокровищах быстро облетает Средиземье, и к подножью Одинокой горы стягиваются эльфы, люди, гномы и несметные полчища орков для битвы пяти воинств. Темный властелин Саурон вернулся, и сообщить эту весть торопится Гэндальф Серый. Грядут темные времена.
Кадр из фильма «Хоббит: битва пяти воинств»
Приквел трилогии «Властелин колец», снятый по небольшой повести профессора Оксфордского университета Джона Р. Р. Толкиена, растянулся на целых три фильма. Поначалу Питер Джексон, бессменный автор кинематографического Средиземья, задумывал дилогию, но то ли неуемная жажда режиссера к визионерству (еще один пролет, еще одна панорама), то ли жажда продюсеров к кассовым сборам, но Джексону все же пришлось делить историю на три части. Она стала от этого слишком подробной, тем самым обнажив усложненную Джексоном структуру мира.
То ли неуемная жажда режиссера к визионерству (еще один пролет, еще одна панорама), то ли жажда продюсеров к кассовым сборам, но Джексону все же пришлось делить историю на три части
Сюжет маленькой повести и историю маленького хоббита Джексон кадр за кадром вписывает в эпическую форму, раздвигая пространство до каких-то необозримых пределов. В подобном мире нельзя остаться незамеченным, когда кроме тебя живых душ в кадре только 13 гномов, а остальное — все ландшафты, наземные или подземные, не суть важно. Герои, появляющиеся во «Властелине колец», будут порождены этим пока еще застывшим пространством. Эльфы выйдут из чащ, гномы из гор, орки из грязи.
Чтобы не фальшивить и не выдавать гномов и полурослика за тех, кто держит небесные своды, Джексон каталогизирует всех своих героев, заводит на каждого свою карточку и старательно описывает. Только подобная четкая структурность позволяет одновременно сосуществовать пространству легендарного и героям, которые героями стать либо еще не успели, либо и вовсе таковыми не являются. Отсюда столько крупных планов в фильме и уход от длинных батальных сцен, которым режиссер предпочитает одиночные сражения. Отсюда же и внезапно появившийся в трилогии о хоббите акцент на механику трюков. В «Битве пяти воинств» Джексон последовательно проходится по всем персонажам, никого не упуская из виду и тщательно загибая пальцы: этот, и этот, и еще вот этот, и еще не упустить Альфрида (Райан Гейдж), и вот бургомистр (Стивен Фрай) тоже имеется. Откровенно комические персонажи, комичность которых не предопределенная, а выявляющаяся по ходу фильма, тоже возможны только в «Хоббите». Во «Властелине колец» было четко обозначено, кто за что отвечает: кто за слезы, кто за смех.
Чтобы не фальшивить и не выдавать гномов и полурослика за тех, кто держит небесные своды, Джексон каталогизирует всех своих героев, заводит на каждого свою карточку и старательно описывает
Но и преувеличивать не стоит — окаменелостей в «Хоббите» меньше, но не то чтобы нет вовсе. Сложнее всего с этим у эльфов. Намеченная лишь пунктиром в одном кадре связь между владычицей Галадриэль (Кейт Бланшет) и магом Гэндальфом (Иэн Маккеллен) много убедительней разыгрываемого на весь фильм любовного треугольника с гномом Кили (Эйдан Тернер), эльфийкой Тауриэль (Эванджелин Лилли) и эльфийским принцем Леголасом (Орландо Блум). Лилли все же доказывает необходимость присутствия своего персонажа в фильме, искупая нелепую игру в чувства. Ее взгляд на крупном плане, перемежающийся с горящим от огня дракона Озерным городом, поясняет, про что эта вечность, в которой они (эльфы) пребывают.
Не скрепленные общей идеей уничтожения тотального зла народы Средиземья жаждут сокровищ, хранимых безвременно почившим драконом Смаугом. Ради этого они готовы развязать войну, что неблагородно, но совсем не удивительно. Пока лишенный имени и формы дух Некроманта — он еще ни разу не Око Саурона — изгнан из Дол Гулдура, путь к Эребору преграждали (в хронологической последовательности) дракон, гномий король и орки. Зло всегда предельно конкретно, тем более в киномире Джексона. А потому — уничтожаемо. Так, убитый дракон передает свою неутолимую жажду золота Торину Дубощиту, и для режиссера это не только, и даже не столько метафора, за воплощение которой отвечает психологическая игра. Он визуализирует недуг в виде вполне конкретной ящерицы размером с тронный зал. Правда, слышать, видеть и сходить с ума от этого уготовано только королю. Кто еще мог быть так неосторожен, что отдал всю власть своему воображению? По законам мира Питера Джексона нет ничего опасней и сильней фантазии, вышедшей из-под контроля (тот, кто думает, что может ею управлять, — глупец).
По законам мира Питера Джексона нет ничего опасней и сильней фантазии, вышедшей из-под контроля
На примере гномьего короля Джексон рассказывает, как формируется тот самый статичный героический герой — типичный обитатель эпоса. Уничтожив в себе неутолимую жажду, буквально погрузившись в чистый золотой цвет, сумев его преодолеть (после этой сцены за Торином все буквально искрится желтым и красным), гномий король вступает в смертельную схватку с предводителем орков Азогом (Ману Беннет). У Торина, существующего уже по законам другого мира — легендарного, жажда золота закономерно сменяется жаждой смерти (о чем еще может быть этот зачарованный взгляд на раскрытые глаза Азока, находящиеся под толщей льда?).
Единственным героем в фильме, лишенным даже поползновений в сторону героических поступков, остается хоббит Бильбо Бэггинс (Мартин Фримен). Ни в одной реакции, ни в едином взгляде он героикой не грешит. Он вовсе не Фродо из «Властелина колец», совершающий свой путь в Мордор, каждый шаг которого отпечатывается в его душе. Бильбо просто проживает свое путешествие, не видя в нем ничего подвижнического. Прячется, когда страшно, переживает за друзей, принимает решения — он делает все это, руководствуясь только здравым смыслом. Бильбо никогда не будет придумывать историй — он напишет свою, ту, которая имела место быть. Только вернувшись домой, в любимый Шир, Бильбо на секунду задумывается о своих приключениях, но Гэндальф тут же приходит на помощь: «Ты всего лишь маленький хоббит». Самое главное в любом путешествии — вернуться обратно.