К любительским театрам часто относятся как к кружкам по интересам: кто-то после работы идет в спортзал, а кто-то — в театральную студию. Между тем непрофессиональные театры города, по оценкам критиков, находятся на неплохом уровне, многие из них участвуют в серьезных фестивалях и даже соревнуются с академическими труппами.
«Бумага» рассказывает, зачем петербуржцы идут в любительские театры и как к театрам-студиям относятся в городе.
Фото из архивов театра-студии СПбГУ
В Петербурге около сотни государственных и негосударственных театров. Назвать число непрофессиональных театров затруднительно — соответствующей переписи в городе не проводилось. Практически при каждом высшем учебном заведении есть своя студенческая театральная студия; театральные кружки есть в школах, детских и студенческих центрах и даже в некоторых крупных компаниях.
Юрий Ерофеев,
председатель оргкомитета фестиваля любительских театров «Театр начинается»:
— Любительские театры находятся на особом положении в сравнении с государственными: они ничем не связаны — никакими творческими, политическими и даже финансовыми обязательствами перед кем-то. Поэтому выбор драматургии, материала, очень широк. Эти театры делают что хотят и как хотят. У них больше свободы творчества. Но и отношение общественности к ним другое, не такое, как хотелось бы. Конечно, у любительских театров есть ошибки, связанные в основном с нарушением некоторых академических канонов, которые устанавливают, как правило, театральные критики. Но любители тем и отличаются, что они работают по наитию, следуют интуиции. Многие зрители приходят на спектакли и потом говорят, что этим труппам нужно на профессиональную сцену. Есть, конечно, самодеятельность. Нужно отличать любительский театр от самодеятельности, инициатив, как раньше были при ЖЭКах.
Несмотря на очевидную свободу творческого самовыражения, любительский театр в Петербурге, как и непрофессиональный театр вообще, часто ориентируется на академический образец: преподавание в театральных студиях идет по школе (например, системе К. С. Станиславского), режиссеры оглядываются на увиденные в профессиональных театрах постановки. Критика порой отмечает непроработанность драматургии и слабые места в актерской технике, но, очевидно, предъявлять претензии к театру, в котором большая часть исполнителей не является профессиональными актерами, по меньшей мере, бессмысленно.
Александр Грибович
артист театра-студии СПбГУ:
— Студия не пересекалась с профессиональной и личной жизнью, а скорее замещала и то, и то. Когда я жил в Петергофе, с удовольствием ездил в город на все занятия и репетиции. Пожалуй, был там даже чаще, чем в университете. Когда уже начал работать, в какой-то момент решил иначе расставить приоритеты и студия отошла на второй план. Сейчас бываю там совсем редко. Но не жгу мостов, да и со всеми друзьями поддерживаю хорошие отношения: сейчас практически все мои знакомые — или из нашей студии, или мы познакомились через кого-то из студийцев.
Сами театры-студии относятся к своей деятельности серьезно, многие даже мечтают обзавестись собственными помещениями. Как, например, театр пантомимы и пластики «Ателье», которому уже почти тридцать лет. По словам его руководителя Людмилы Беловой, в то время как лаборатория только появилась, организовать театральную студию было в разы проще, чем сейчас. Пантомима, пластический театр были тогда популярными направлениями, хотя и достаточно однообразными. Сложности возникали только с поиском помещения и, конечно, с финансированием. «Кажется, что тридцать лет — это очень много, — рассказывает Людмила Белова. — Но у нас же не академический театр, здесь все время бурлит жизнь, всегда много молодежи».
Тема профессионализма часто становится болевой точкой для любительских театров. В отсутствии таких формальных показателей, как регулярная заработная плата, труппа со специальным образованием, постоянное помещение и тому подобных, театры-студии убеждены, что свидетельство профессионализма заключается вовсе не в этом.
Людмила Белова
основатель театра «Ателье»:
— Мы занимаемся театром исключительно профессионально и ставим перед собой очень высокую планку. И мы получаем соответствующий результат и демонстрируем его на конкурсах. Конечно, у нас намного меньше денег, но мы видим, что и государственные театры не всегда в этом успешны. Хотя нам, в силу жанра, в котором мы работаем, и не нужны очень дорогие декорации. Я знаю много театров с отличными финансовыми возможностями, с режиссерами с «Золотыми масками», но в которых нет результата. Основной критерий, по которому можно что-то назвать театром, — это атмосфера и искренность.
Часто любительскими труппами руководят профессиональные режиссеры. Как, например, в случае с театром «Ателье», так и в случае театра «Мы», созданного два года назад Магдаленой Курапиной, артисткой, выступающей в жанре бурлеска.
Магдалена Курапина
основатель театра «Мы»:
— Изначально предполагалось, что принимать участие в деятельности театра «Мы» сможет любой человек, желающий творчески реализовываться. Однако на деле все не так просто: желание — это, конечно, главное. Но как сама по себе профессия, так и работа в начинающем с нуля молодом коллективе требуют самоотдачи, силы воли, трудолюбия и бесконечной веры в то, что ты делаешь. Поэтому большая часть людей, которые приходили в театр «Мы», в скором же времени переставала посещать тренинги и репетиции. Тем не менее можно сказать, что наши «коллеги-любители», у которых нет диплома, за эти два года получили театральное образование экстерном. Сейчас мы ставим два новых спектакля, оба по моим пьесам. Вся работа осуществляется за наш счет. Разумеется, это дается с большим трудом и удается чудом. Я ищу инвесторов или кредиторов, а мои артисты — не отчаиваются.
Фото из архивов театра «Мы»
Этой осенью в Петербурге в седьмой раз пройдет международный фестиваль любительских театров «Театр начинается». Помимо петербургских коллективов, в нем принимают участие театры из других городов России и Европы — Украины, Германии, Беларуси, Финляндии, Эстонии, Латвии. В этот раз на фестиваль приедут тринадцать коллективов, всего же на участие в фестивале оргкомитет получил 125 заявок.