В прокат выходит «Малефисента» — диснеевский фильм с Анджелиной Джоли, история «Спящей красавицы», рассказанная с точки зрения злой ведьмы. Кинообозреватель «Бумаги» вспомнил другие необычные интерпретации классических сказочных сюжетов, сделанные зачастую не для детей.
Кадр из фильма «Малефисента»
«Сон Аленки» Яна Шванкмайера, 1988
Мрачноватая экранизация «Алисы в Стране чудес» не то чтобы очень отклоняется от оригинала в смысле сюжета. Это не одно из тех переосмыслений сказки Кэролла, в которых она превращалась в фильм ужасов, боевик, порно и что угодно еще (для сравнения см. «Страну приливов» Терри Гиллиама или «Что?» Романа Поланского). Но при том, что содержание книжки в общих чертах сохранено, Ян Шванкмайер выбрал необычную форму: «Сон Аленки» сочетает игровое кино и кукольную анимацию, и режиссер невероятно изобретательно использует для фильма все, что оказалось у него под рукой. Это фильм-сон, в котором вещи ведут себя очень странным образом, и идеальное сюрреалистическое кино, чей мир устроен по принципам Магритта и Дали.
«Пиноккио 964» Седзина Фукуя, 1991
Сказка о Пиноккио в некотором роде — интерпретация сюжета о големе, упрощенная для детского восприятия. Безумный японский фильм, заслуженно известный в качестве одного из самых упоротых произведений в истории киноискусства, возвращает повесть о ненастоящем человеке к взрослым проблемам. Молодой мужчина, которого ученые из специальной корпорации зла превратили в секс-раба, стерев ему память, оказывается на улице, после того как его прогоняет одна из клиенток. Там Пиноккио встречает шизофреничку Химико и строит планы о том, как спасти своих прежних собратьев из лап корпоративного Карабаса-Барабаса. «Пиноккио 964» считается одной из первых киноработ в жанре киберпанк и регулярно входит в списки самых тяжелых для просмотра фильмов.
«Криминальные любовники» Франсуа Озона, 1999
В сказках братьев Гримм, как и любом нормальном фольклоре, много жути: в истории о Гензеле и Гретель, к примеру, двое детей в лесу встречаются с людоедкой, которая берет их в плен. Примерно та же история у Франсуа Озона отягощена дополнительными подробностями психосексуального плана, в результате чего сказка превращается в сюжет о стокгольмском синдроме. К примеру, главные герои здесь не брат с сестрой, а пара влюбленных школьников в современной Франции, убивающих одноклассника. Место ведьмы занял усатый лесничий (его играет Мики Манойлович из фильмов Кустурицы), сохранивший из архетипа и сюжетные функции, и зловещие привычки.
«Синяя Борода» Катрин Брейя, 2009
Неспешная и молчаливая экранизация Шарля Перро вытаскивает на поверхность все те темы, которые из нее можно вытащить, не последней из которых оказывается патриархат и угнетенность женщин. Такое прочтение сказки о богатом маньяке, убивающем своих жен, подсказывает сам сюжет, поэтому неудивительно, что к ней обратилась авторитетная феминистка Катрин Брейя. Сказочный антураж волнует ее куда меньше, так что по части костюмов, декораций и действия «Синяя Борода» подчеркнуто небрежна, и это выглядит как самостоятельная и своеобычная эстетика, напоминающая о жутковатой атмосфере утренника в ТЮЗе. В диалогах проскакивают комичные анахронизмы: барышня XVII века объясняет свое поведение словами «Это нервное». Очень славное кино в своем жанре, к тому же — роль жены Синей Бороды играет 14-летняя Лола Кретон, ныне превратившаяся в одну из главных старлеток французского кино.
«Белоснежка» Пабло Берхера, 2012
Испанский фильм, снятый под немое кино, переносит еще один сюжет братьев Гримм в неожиданную для него обстановку Андалусии 20-х годов. Отец Белоснежки — тореадор, мачеха — порочная аристократка, вместо гномов — труппа карликов, исполняющих потешную корриду с телятами (действительно существовавшее в Испании развлечение). Фабула же следует строго за классической историей. Фильм был слегка перехвален критикой, которая восприняла его как европейскую версию «Артиста» (тот фильм, хоть и был сделан французами, опирался на американское немое кино, а этот — на европейское), но если не пытаться найти в «Белоснежке» то, чего там нет, это довольно мило.