В самом начале своей истории петербургская архитектура была ориентирована на итальянские образцы. Искусствовед и историк архитектуры Алексей Лепорк рассказывает, какие постройки в нашем городе можно считать «самыми итальянскими», где в Италии можно обнаружить их прототипы и почему вместе с тем петербургские здания невозможно представить в Италии.
Алексей Лепорк
Историк архитектуры
— Петербург — это Италия, но примененная к совершенно другому масштабу. Говорить об итальянских ансамблях в Петербурге не приходится, в Италии попросту нет таких масштабов. Мы можем сравнивать расположение дворцов вдоль реки с расположением в Венеции, но в целом масштаб, конечно, другой. Многие спросят: «Ну а Росси?». А что Росси? Никто в Италии никогда не планировал площади. Это было невозможно. А у нас — более чем реально. Сады и парки сравнивать с петербургскими тоже сложно: главные итальянские сады — это сады Ренессанса и барокко, а наши сады возникали уже в то время, когда доминировало французское влияние. Гатчинский дворец, к примеру, можно представить себе как итальянскую виллу, только слишком большого размера, но и то, скорее, не со стороны двора, а со стороны озера. Но сады в Гатчине совсем другие.Пантелеимоновская церковь
Первое и самое итальянское здание в Петербурге — это Пантелеимоновская церковь на улице Пестеля. Ее архитектор Иван Коробов учился в Италии на примерах римской архитектуры. И они рисовали разрезы церкви Сан-Карлино (Chiesa di San Carlo alle Quattro Fontane) в Риме. Пантелеимоновская церковь и по силуэту, и по пропорциям барабана купола — это совершенно Сан-Карлино. Эта церковь даже более итальянская, чем постройки Трезини.
Фото: Егор Цветков / «Бумага»
МЕСТО НА КАРТЕ
Мраморный дворец
Мраморный дворец — это абсолютно итальянский дворец. Он каменный, каким и должен быть настоящий итальянский дворец. К тому же Мраморный — плоть от плоти неаполитанской архитектуры XVIII века. Антонио Ринальди, его архитектор, учился у Ванвителли в Неаполе. Таких порталов внутри, у дверей, как в Мраморном дворце, нет ни в одном другом дворце Петербурга. У него настоящие итальянские большие тяжелые порталы.
МЕСТО НА КАРТЕ
Инженерный замок
Еще один пример совершенно итальянской архитектуры — это Инженерный замок. Он наследует все традиции итальянских вилл XVI–XVII веков, в особенности можно отметить перенятую у них широченную лестницу, выходящую в сторону Летнего сада. Традиционно такая лестница вела от виллы к природе. У Инженерного она выходит на Летний сад. Очень типичен для итальянской архитектуры проход во двор с колоннами и лестницами, уходящими в стороны. Инженерный во всем представляет собой настоящую итальянскую архитектуру. Причем не только оттого, что это архитектура Винченцо Бренна — Павел I также очень любил строительство и, как известно, выбирал мотивы из архитектуры разных стилей.
МЕСТО НА КАРТЕ
Академия наук
Здание Академии наук Кваренги — это архитектура, которая в чистом виде базируется на Андреа Палладио. Это и есть учебник, классический образец, который Палладио описал в своих четырех книгах об архитектуре. Академия наук построена по этим рецептам, но они применены к такому масштабу, который в Италии всегда был невозможен. В Италии почти невозможно представить ситуацию, когда здание на реке строится с той целью, чтобы на него смотрели с противоположной стороны. И поэтому Академия наук — это Италия и не Италия одновременно, то есть Италия по идеям, но не по результату.
МЕСТО НА КАРТЕ
Горный институт
То же самое с Горным институтом. У него тяжелые дорические колонны, как в греческих храмах в южной Италии. Но там они стоят в поле, а у нас построены на реке. И отсюда совсем другой эффект.
МЕСТО НА КАРТЕ
Италия на «Бумаге»
Почему Петербург не Северная Венеция? Где подают самые итальянские блюда? В чем преимущество Петербурга перед Италией? Все об Италии в Петербурге — в нашем спецпроекте.