9 апреля 2014

Новые городские ремесленники: пекарь, кузнец, механик и сапожник

«Бумага» нашла в Петербурге четырех городских ремесленников: актера, ставшего кузнецом; обувного мастера; пекаря, готовящую по ночам торты; и директора строительной фирмы, создающего на досуге кастом-велосипеды. Молодые мастера рассказали, что заставляет их заниматься физическим трудом, работа это или хобби и можно ли сделать из увлечения процветающий бизнес.
Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Обувной мастер

Алина Любомудрова

31 год Образование: дизайнер обуви Занимается индивидуальным пошивом обуви и вместе с проектом Workshop 50 развивает линию Alina Mаlina — на основе уже разработанных моделей клиент может подобрать сочетания цветов из представленной палитры и заказать пару по собственным меркам.

Идея. У меня самой 42-й размер ноги, поэтому для меня обувь — это больная тема. Зато сейчас я могу сделать себе любую пару. Я окончила Университет технологии и дизайна, факультет обуви и галантереи, работала модельером в театральных мастерских, а также занималась индивидуальными заказами. В основном ко мне обращаются люди с нестандартным размером ноги: девушки с 45-м или наоборот — с 32-м. Как все устроено. Самое главное в обуви — это правильная колодка, от нее зависит красота и удобство. Я предпочитаю находить старые деревянные колодки и делать с них пластиковые копии. Колодка обтягивается бумажным скотчем, на ней прорисовываются основные линии модели на основе эскиза. После этого оболочка из скотча снимается и получается плоская копия с колодки. На ее основе строится чертеж, снимается деталировка, изготавливаются лекала. Потом я или заготовщица выкраиваем детали и собираем их на швейной машине в заготовку. Сшитая заготовка поступает в затяжку: мастер сажает и формует ее на колодке, собирает низ обуви. В конце вклеиваются стельки, проводятся отделочные работы. Весь процесс изготовления — преимущественно ручная работа.
Чтобы понять эту профессию, нужно учиться или в колледже, или осваивать ее как подмастерье
Как научиться. В институте нас учили, скорее, дизайну. Мы, конечно, конструировали, но это было очень поверхностно. Чтобы понять эту профессию, нужно учиться или в колледже, или осваивать ее как подмастерье. Сейчас хороших швей-заготовщиц найти очень тяжело — их почти перестали учить. Очень много практических нюансов я узнала, когда столкнулась с реальным производством в театральных мастерских.
 
 
Зачем заниматься. Мне предлагали работу дизайнером в Китае, но я решила не ехать, занялась индивидуальными заказами. Сейчас работаю над собственной маркой, ей пока всего полгода. В обуви на заказ никогда не будет потока клиентов, в этом специфика подобного дела. Конечно, если бы такая обувь была дешевле, возможно, появлялось бы больше заказчиков. Например, сейчас пара лоферов стоит около шести тысяч, но пока мы не можем себе позволить снизить цены. При этом есть целая категория людей, которые понимают, за что они платят и готовы платить за это — артисты, представители творческих профессий. Есть те, кому в магазине обувь просто не подобрать, им остается только шить.

Веломастер

Дмитрий Санников

27 лет Образование: инженер Занимается изготовлением велосипедов с нуля, модификацией готовых велосипедов, ремонтом, один из основателей клуба Iron Wheels. Работает техническим директором строительной компании.

Идея. В первую очередь три года назад появилась не мастерская, а клуб — то есть объединение людей, которые катались на необычных по тем временам велосипедах. Постепенно возникло желание создать собственную мастерскую, где мы могли бы реализовывать свои идеи. Сейчас активно в жизни мастерской участвуют 6–7 человек. Каждый специализируется на своем деле: кто-то фокусируется на сборке, кто-то — на деталях, кто-то занимается кожей.
Держать болгарку и сварочный аппарат при желании можно научиться в процессе
Как все происходит. Сначала разрабатывается эскиз и чертеж. На его основании подбираем необходимые запчасти, после этого изготавливается рама, собирается механизм, проверяется работа всех узлов. Дальше идет работа с покраской. Как научиться. Если мы говорим о дизайне, то, само собой, кому-то это дано, а кому-то нет. Что касается инженерной проработки, тут достаточно простого понимания механики: как устроен велосипед и как функционируют его детали. Держать болгарку и сварочный аппарат при желании можно научиться в процессе.
Зачем заниматься. Iron Wheels — это не бизнес, поэтому конкурентов как таковых у нас нет. Организации, которые занимаются похожими вещами, вынуждены не только работать с велосипедами, но и изготавливать цирковые арены, велопарковки и другие металлоконструкции, чтобы зарабатывать и держаться на плаву. Мы выбрали иной путь: зарабатываем деньги только для поддержки работы мастерской и существования клуба. Принципиально важно, чтобы увлечение не перерастало в работу. В противном случае ты просто теряешь к нему интерес. Человек же должен чем-то болеть. Я здесь отдыхаю, даже не смотря на то, что устаю физически; но в качестве постоянной работы я бы не стал этим заниматься.
 

Пекарь

Софья Мусакова

27 лет Образование: киновед Готовит торты и пирожные на заказ в рамках проекта «Сдоба», совладелец фотостудии, организатор званых ужинов «В своей тарелке»

Идея. Я давно пеку и готовлю дома для себя и друзей, но чтобы решиться на собственный проект, нужен был толчок. Мой друг, такой же увлеченный кулинар, испек потрясающее шоколадное печенье, и ему тут же на свадьбу заказали сотню таких же. После этого я предложила ему объединить усилия и организовать что-то совместное. Он, в отличие от меня, подсчитал, сколько нужно тратить и зарабатывать, чтобы все было рентабельно. Логотип нарисовал наш знакомый дизайнер за корзинку домашнего печенья, просто потому, что хотел поддержать наше начинание. Все это случилось год назад. Друг мой почти сразу от дел отошел, а я продолжаю. В студии мы, помимо съемки, проводим праздники, для них я готовлю капкейки и торты и другие угощения. С учетом этой нагрузки всего у меня бывает два-три заказа в неделю.
Чтобы утром все было свежим, я пеку по ночам, иногда заканчиваю в пять утра
Кондитерское производство подразумевает более сложные технологические процессы и требует более серьезного подхода, так что я не говорю о себе, что я настоящий кондитер. Я всем объясняю, что у меня домашняя выпечка — никаких тортов из мастики. Приготовлю такое блюдо, которое можно мужу принести и выдать за свое. Как все происходит. Выпечкой можно заниматься и дома, ее легко доставлять и продавать. К тому же для небольших объемов не требуется открывать кафе или цех. Чтобы утром все было свежим, я пеку по ночам, иногда заканчиваю в пять утра. По этой же причине практически не делаю заготовок. Как научиться. Я училась самостоятельно. Покупала кулинарные книги, устраивала ужины для друзей, смотрела видео на Youtube. Так постепенно за мной закрепилась слава кулинара.
 
 
Зачем заниматься. Я так много готовила, что ни мне, ни моим друзьям это было уже не съесть — не будешь же устраивать званые ужины каждый вечер. В Хельсинки я покупала красивые британские и французские журналы с рецептами и все хотелось приготовить. Я даже тогда попыталась прикинуть, успею ли все это попробовать приготовить за всю свою жизнь. И поняла, что рецептов, которые мне интересны, слишком много, а жизнь слишком коротка, так что пришлось ускоряться и переходить в своем увлечении на новый уровень. Если бы у меня к этому маленькому производству был более осмысленный подход, все бы наверняка лучше складывалось. Но для этого, во-первых, нужно сконцентрироваться и отдавать этому проекту больше времени. Во-вторых, чтобы сделать следующий шаг и развиваться дальше, мне пока не хватает навыков, но я хочу учиться. А пока продолжаю делать хорошо то, что у меня уже получается.
 

Кузнец

Матвей Фомин

30 лет Образование: актер Возглавляет кузнечное и декорационное производство, занимается художественной ковкой, изготовлением интерьерных и уличных металлических конструкций и театральных декораций

Идея. После окончания театральной академии в 2005 году я поставил спектакль на Кипре, а когда вернулся в Петербург, понял, что в нашем театре работать не буду. Возник резонный вопрос, чем заниматься дальше. Приехал к отцу в мастерскую, так там и остался. Опыт изготовления декораций я уже имел — когда был студентом, ночами занимался столяркой и бутафоркой, но ни варить, ни тем более ковать, конечно, не умел. Я втягивался постепенно. И поначалу не получалось — и диски отрезные разлетались, и сваркой обжигался, и валюты кривые были, много всякого было. Сейчас и кую, и варю сам, но уже в основном придумываю и руковожу процессом. За эти годы собралась команда единомышленников, которые зажигаются моими идеями, но при этом и свое что-то привносят.
Научиться можно самому, придя в мастерскую и взяв в руки молоток
Как все происходит. После общения с заказчиком мы вместе с моим художником создаем эскиз, прорабатываем детали. Потом переносим его на картон в натуральную величину. После этого делаются пробы фактур и окончаний, выковываются валюты, а затем собираем изделие целиком. Как научиться. Научиться можно самому, придя в мастерскую и взяв в руки молоток. Или на кафедре художественной ковки — у каждого это будет по-разному.
 
 
Зачем заниматься. В такой работе есть динамика и безостановочное обучение, потому что никогда не бывает одинаковых задач. К тому же я не видел ни одного кузнечно-декорационного производства. Мне интересно слушать идеи заказчиков и предлагать свои, придумывать что-то и прорабатывать детали. Потом сидеть в кабинете и ждать, пока это все изготовят, мне скучно, поэтому я иду и помогаю.
 
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.